Вопросы лишенные суггестивного оттенка

Идеальными для решения сложной экспертной задачи счи­таются.
Они застав­ляют больного описать все расстройства так, как он их чувст­вует. В случае симуляции эти вопросы мешают пациенту сле­дить за ходом мышления врача, а значит не позволяют мани­пулировать им. Однако такие вопросы требуют от больного большей активности и способности к образному выражению его мыслей. Во многих случаях для сокращения времени, от­веденного на беседу, а также для уточнения полученных дан­ных следует использовать вопросы, основанные на выборе
(альтернативе). Такой вопрос допускает как выбор одного из симптомов, так и отрицание наличия какого-либо из них. Особенно это полезно при опросе людей с примитивным мышлением, не умеющих сформулировать свое мнение. Пассивно-суггестивный вопрос считается наихудшим из всех вариантов. Ответ на такой вопрос очень трудно оценить. Ут­вердительный ответ может быть как отражением реальной си­туации, так и проявлением равнодушия и пассивности, когда пациент отвечает «да» на все вопросы подряд. Иногда уверен­ный тон врача может заставить больного задуматься и обнару­жить у себя такое явление, которое в действительности его никогда не беспокоило. Симулянт, отвечая на вопрос, получает возможность понять, какие именно симптомы интересуют врача. Активно-суггестивный
вопрос, как это ни странно, более полезен, чем предыдущий. Он хорош в том случае, когда вы пытаетесь доказать отсутствие называемого в нем симптома. Например, невропатолог, знающий, что боль при ишиасе уси­ливается при выпрямлении конечности, заявляет: «Не правда ли, когда вы поднимаете выпрямленную ногу, то становится не так больно?». Пациент, действительно страдающий ишиа­сом, начинает возражать и говорить, что это не так, а человек с истерической конверсией или симуляцией часто подтвер­ждает слова врача.

Комментарии запрещены.