Тяжелые, неизлечимые заболевания и смерть

Постоянное столкновение со смертью и опасностью смерти составляет один из важнейших атрибутов врачебной деятель­ности. Для многих обывателей это становится источником по­стоянного страха и страданий. Однако психологи и философы часто совсем иначе оценивают значение смерти для человека. Не случайно так часто звучит призыв «Memento mori», тот же смысл слышим мы в словах знаменитой проповеди Джона Донна: «И потому не спрашивай никогда, по ком звонит ко­локол. Он звонит по тебе». Особенно подробно отношение к смерти и умиранию ис­следуется в концепции экзистенционализма. Ирвин Ялом, профессор психиатрии Стэнфордского университета, строит свои подход к психотерапии на представлении о том, что че­ловек вынужден постоянно бороться с четырьмя неопровер­жимыми истинами: это конечность жизни, свобода выбора и ответственность, одиночество перед самим собой, отсутствие у жизни смысла как такового. Страх перед этими истинами заставляет человека погружаться в быт, беспокоиться о сде­ланном прежде и о своем будущем так, как будто он собирает­ся жить вечно. Столкновение со смертью заставляет нас заду­маться о ежеминутном существовании, о радости каждого дня, о счастье здоровья, о том самом главном, что составляет ценность нашей личности. Все это позволяет сделать вывод о том, что если физическая смерть
уничтожает человека, то идея смерти спасает его.

Работая с неизлечимыми раковыми больными, Ирвин Ялом обращал внимание на то, что на фоне тяжелых мыслей о приближающейся смерти у многих пациентов исчезали при­знаки невроза, беспокоившие их годами. Так, большинство фобий отступало на второй план при сравнении их с неуклон­но развивающейся болезнью. Примерно такая же психологи­ческая динамика характерна для лиц, выживших после попыт­ки самоубийства. Нередко они отмечали, что стали более вни­мательны к друзьям и откровеннее с ними, полнее чувствуют жизнь, научились наблюдать изменения в природе.

Комментарии запрещены.