Советы пациенту

Типичная игра «Почему бы вам не..? Да, но…» заключается в том, что врач дает, которые тот выслуши­вает с благодарностью, но каждый раз находит причину, поче­му именно ему этот совет не годится. Скорее всего, такой па­циент не нуждается ни в каких советах, а просто получает удовольствие от того, что ставит врача в затруднительное по­ложение. Врач, который продолжает в этом случае придумы­вать новые советы, принимает правила игры и силится дока­зать свою эрудицию и умение придумать такое средство лече­ния, которое подойдет даже такому сложному пациенту. Ско­рее всего, ему это не удастся. Лучше прекратить игру, заявив: «Мне кажется непродуктивной наша беседа. Боюсь, что между нами не сложилось достаточного доверия, поэтому я рекомен­дую вам обратиться к другому врачу». Такая фраза должна привести к прекращению беседы. Если пациент начнет опро­вергать эту фразу и врач поверит в его откровенность, то игра продолжится вновь. Восхваление врача: «Ах, профессор, вы просто великолеп­ны!» чаще всего тоже является игрой. Оно вовлекает врача в напрасные попытки демонстрации своего высокого статуса. Даваемые им советы при этом либо не выполняются, либо почему-то не приводят к желаемому результату. С психологи­ческой точки зрения это можно объяснить тем, что пациент, восхваляющий доктора, вероятнее всего, ищет не излечения, а либо повышения собственного статуса («Вы знаете, у кого я консультировался?!»), либо удовольствия от выигрыша над са­модовольным профессором («Вот оно, твое лечение!»). Врач также играет, так как не хочет замечать бессмысленности сво­их советов и пытается доказать свою полезность людям («Я просто пытаюсь вам помочь»). Также неприятно оказаться в ситуации игры, когда паци­ент предупреждает вас о намерении быть с вами исключитель­но откровенным («Доктор, я хотел бы рассказать вам о самом сокровенном!»).

Комментарии запрещены.