Психологическое равноправие

Оно не означает взаимоза­меняемости, ведь позиция врача определяется и его знания­ми, умениями, и законодательно закрепленными обязанно­стями. Следует учитывать, что двойственность, которую мы описали выше, характерна не только для медицинского работ­ника, но и для пациента. Чтобы сотрудничать с врачом, боль­ной должен чувствовать себя не только объектом медицин­ских манипуляций («Меня могут вылечить»), но и активным их участником («Я сделаю все, чтобы меня вылечили»). Таким образом, чтобы достичь истинно партнерских взаимоотноше­ний, мы должны стремиться разбудить в больном своего «внутреннего врача».

Одной из частых причин отсутствия взаимопонимания бы­вает то, что врач и больной ставят перед собой разные цели. Так, пациент может стремиться как можно быстрее вернуться на работу или в семью, в то время как врач желает обеспечить ему наибольшую безопасность на будущее. Кто прав в этой ситуации? Мы считаем, что только пациент может знать, что для него важнее. Любая другая точка зрения означает, что ле­чение проводится ради врача. Это не значит, что медицинские работники должны пассивно выполнять любую просьбу. Врач может не соглашаться с мнением больного, защищать интере­сы общества и других пациентов, но он не должен считать, что знает лучше самих больных, что им нужно. Можно и нуж­но пытаться объяснить пациенту преимущества и недостатки различных его поступков, познакомить его с возможностями современной медицины, указать на более рациональные ре­шения, критиковать неконструктивную, с вашей точки зре­ния, тактику, но это все должно сочетаться с уважительным отношением к рассуждениям больного и признанием того, что окончательное решение должен сделать он сам.

Комментарии запрещены.