Психологический анализ

Это попытка вскрыть и довести до сознания неосознаваемые глубинные причины патологии. Таким образом, целью анализа всегда является коренное из­менение поведения и отношения к болезни (экспрессивные техники). Эти методики накладывают на пациента и врача вы­сокую ответственность, так как вскрытая информация может оказаться столь тягостной, что это вызовет непереносимые страдания, вплоть до стремления к самоубийству. В процессе такой терапии мы всегда сталкиваемся с выраженным сопро­тивлением больного, а это может нарушить отношения врача и пациента и привести к отказу от лечения. Анализ может проводиться директивно, когда врач сообща­ет больному результаты своего наблюдения: «Мы считаем, что функциональные нарушения вашего здоровья не имеют орга­нической основы и вызваны стрессом». Однако более продук­тивны недирективные методы, основанные на самопознании, когда врач скорее выступает слушателем и лишь изредка ком­ментатором, направляет мысль пациента вопросами, интере­суется его мнением. К аналитическим методам можно отнести психоанализ Зигмунда Фрейда, трансактный анализ Эрика Берна, клиент-центрированную психотерапию Карла Роджер­са, экзистенциальную психотерапию Ирвина Ялома и пр. Для того чтобы анализ не нанес травмы пациенту, обычно требуется поддерживать безусловно положительное отноше­ние к больному. Чтобы рассчитывать на откровенность и воз­можность раскрытия внутреннего мира, требуется стремиться к сопереживанию (эмпатии).
Научение—это приобретение навыков поведения в психо­логически сложных ситуациях путем их теоретического и практического освоения. Научение предполагает наличие ав­торитетной фигура учителя, поэтому это директивный метод. Данный прием нацелен на избавление от страха и тревоги в какой-либо определенной ситуации, он не меняет общей ус­тановки личности, поэтому относится скорее к суппортивным техникам.

Комментарии запрещены.