Притчи

Они часто используются в самых различных школах психотерапии (позитивная психотерапия, нейролингвистиче­ское программирование, эриксоновский метод). Верующие находят большую пользу в изучении притч, изложенных в Святом Писании. Сказочный сюжет часто имеет много анало­гий с реальными проблемами, с которыми сталкивается паци­ент, а эффектная развязка позволяет показать возможность их преодоления. Для того чтобы эффективно пользоваться этим методом, нужно накапливать в памяти разнообразные сюже­ты, чтобы избегать стандартности. К сожалению, история, рассказанная врачом, не всегда может быть адекватно воспри­нята пациентом. Весьма желательно, чтобы больной сам при­нял участие в ее сочинении. Человек с хорошей способностью к воображению может сам стать автором истории, которую они вместе проанализируют с врачом, попытаются найти дру­гой, более оптимистичный финал. Особенно склонны к сочи­нительству дети. Можно также предложить больному завер­шить начатую врачом историю, например: «Жила-была девоч­ка, похожая на тебя, и она никогда не чистила зубы… Как ты считаешь, что случилось дальше?». Символический строй притчи должен соответствовать воз­расту, образованию и интеллекту пациента. В качестве приме­ра приведем притчу, которую используют в лечении больных наркоманией. На Востоке жил мудрец, который прославился своей проница­тельностью. И вот один хитрец пожелал провести этого великого че­ловека. Он положил между ладонями живую бабочку для того, чтобы спросить мудреца, жива она или нет. Он был уверен в победе, пото­му что, если мудрец скажет, что она мертва, он раскроет ладони и даст ей улететь, а если он решит, что бабочка жива, то хитрец сожмет ее между ладонями и убьет. И вот он задает свой вопрос: «О мудрей­ший, как ты считаешь, живая или мертвая бабочка находится у меня между ладонями?». И мудрец ответил: «Все в твоих руках!».

Комментарии запрещены.