Предотвращения неудовлетворенности

Для подобного рода с самого начала обследования следует подробно расспраши­вать пациента о его желаниях, намерениях, имеющихся пред­ставлениях по поводу планируемого и проводимого лечения, важнейших ценностях и потребностях. Уместны вопросы: «Какую помощь вы хотели бы получить от врача?», «Какой результат лечения вас бы устроил?», «Что именно заставило вас обратиться к врачу?», «Какой из симптомов заболевания беспокоит вас в наибольшей степени?». Все эти вопросы по­зволяют получить представление о внутренней картине болез­ни (см. главу 11). Столкновение с нереальными планами не должно удивлять врача и вызывать раздражение. Довольно часто пациент имеет достаточно знаний и опыта, чтобы по­нять свою ошибку. Чтобы убедиться в этом, иногда достаточ­но спросить его, как он сам оценивает реальную выполни­мость поставленной задачи. Точно так же, как мы знакомимся с рассуждениями больного, следует посвятить его в планы и намерения врача. Необходимо не только описать план дейст­вий, но и промежуточные результаты, которые мы ожидаем на каждом из этапов терапии. Например, при назначении анти­депрессантов врач обычно предупреждает: «Сначала вы будете чувствовать сонливость, которая уменьшится в начале второй недели, а с начала третьей недели мы ожидаем улучшения на­строения». Сопоставление с результатом лечения других людей
проис­ходит постоянно: в стационаре — в процессе общения в палате и холле, в поликлинике — в очереди перед кабинетом. Осто­рожный вопрос пациента о том, проходит ли лечение по пла­ну, может означать, что он сомневается в этом. Следует пре­доставить ему возможность высказать свои соображения («У вас появились какие-либо сомнения в этом?»), а также по­интересоваться, какими источниками информации он пользо­вался. Особенно часто сравнение проводится в отделениях с однородным составом, например постинфарктном, для боль­ных с инфекционным гепатитом и пр. Для девушек и юношей характерно сравнение размеров рубцов после операции.

Комментарии запрещены.