Предотвращения неудовлетворенности
Для подобного рода с самого начала обследования следует подробно расспрашивать пациента о его желаниях, намерениях, имеющихся представлениях по поводу планируемого и проводимого лечения, важнейших ценностях и потребностях. Уместны вопросы: «Какую помощь вы хотели бы получить от врача?», «Какой результат лечения вас бы устроил?», «Что именно заставило вас обратиться к врачу?», «Какой из симптомов заболевания беспокоит вас в наибольшей степени?». Все эти вопросы позволяют получить представление о внутренней картине болезни (см. главу 11). Столкновение с нереальными планами не должно удивлять врача и вызывать раздражение. Довольно часто пациент имеет достаточно знаний и опыта, чтобы понять свою ошибку. Чтобы убедиться в этом, иногда достаточно спросить его, как он сам оценивает реальную выполнимость поставленной задачи. Точно так же, как мы знакомимся с рассуждениями больного, следует посвятить его в планы и намерения врача. Необходимо не только описать план действий, но и промежуточные результаты, которые мы ожидаем на каждом из этапов терапии. Например, при назначении антидепрессантов врач обычно предупреждает: «Сначала вы будете чувствовать сонливость, которая уменьшится в начале второй недели, а с начала третьей недели мы ожидаем улучшения настроения». Сопоставление с результатом лечения других людей
происходит постоянно: в стационаре — в процессе общения в палате и холле, в поликлинике — в очереди перед кабинетом. Осторожный вопрос пациента о том, проходит ли лечение по плану, может означать, что он сомневается в этом. Следует предоставить ему возможность высказать свои соображения («У вас появились какие-либо сомнения в этом?»), а также поинтересоваться, какими источниками информации он пользовался. Особенно часто сравнение проводится в отделениях с однородным составом, например постинфарктном, для больных с инфекционным гепатитом и пр. Для девушек и юношей характерно сравнение размеров рубцов после операции.