Поза человека

Она может быть также весьма красноречива. Прикосновение в процессе беседы к носу, губам, уху, брови, потирание века могут сигнализировать о сомнении, несогла­сии, неуверенности. Заметив такие жесты у пациента, следует спросить, не возникло ли у него вопросов по поводу только что сказанного, нет ли у него каких-нибудь сомнений или возражений. Врач также проявляет в позе свои чувства: на­пример, неуверенность и раздумья врача пациент может заме­тить, если увидит, как тот теребит в руках карандаш, вытирает очки, мнет в руках сигарету или снимает пылинку со своего рукава. Свои намерения человек нередко выражает через по­ворот корпуса или выставленную вперед ногу. Так, человек, у которого ноги и тело направлены мимо вас и лишь лицо по­вернуто в вашу сторону, скорее всего, не желает продолжать разговор, потому что стремится в другом направлении. Сторонники концепции NLP также говорят о разных формах передачи информации. Они выделяют три основных канала доступа: зрительный, слуховой, телесный (кинестети­ческий). Постулируется, что в один и тот же момент пре­имущественно используется только один из каналов, разные люди предпочитают пользоваться разными каналами. Непо­нимание может возникнуть, если собеседники используют несовпадающие каналы общения. Так, человек, пользующий­ся зрительным каналом, склонен к раздумью и оперирова­нию внутренними образами, в словах он описывает визуаль­ные качества понятий («видеть», «взгляд», «яркий», «туман­ный», «перспектива»), его взгляд часто обращен вверх. Чело­век, пользующийся слуховым каналом, внимает словам собе­седника, договаривается с ним, в словах он отражает качест­ва звуков («голос», «тараторить», «скрипеть», «отчетливый», «оглашать»), его взор направлен прямо на собеседника. Ис­пользование кинестетического канала выражается во внима­нии к прикосновениям, запахам, внутренним ощущениям, в словах также описываются телесные чувства («чувствовать», «теплый», «нежный», «колкий», «свежий», «отталкиваю­щий»), глаза при этом опущены. Примером несовпадения каналов общения может быть беседа пациента-пикника («Доктор, я чувствую
себя неважно») и врача с преобладани­ем второй сигнальной системы («По вашим анализам этого не видно»). Чтобы наладить общение с пациентом, следует попробовать обратиться к нему посредством разных каналов доступа (рассказать о болезни, показать анализы, погладить больное место).

Комментарии запрещены.