Отношения учителя и ученика

Одним из важнейших прообразов партнерских отношений медицинских работников мы считаем. Недостаток знаний и опыта нередко по­мещают молодого врача в зависимое положение от его учите­ля (архетипы «мага и его ученика»). Это приводит к идеализа­ции наставника и проявлениям «самоотверженного служения» ему. Такая позиция весьма лестна для учителя, и он может не­вольно подчеркивать незрелость и зависимость своих учени­ков. Такая идеализация мешает рассмотреть ошибки учителя, заметить его слабости и недостатки, в то время как хорошо известно, что люди не универсальны: хороший хирург может быть плохим психологом, хороший учитель —слабым науч­ным работником, хороший врач —плохим учителем, хороший руководитель—плохим врачом. По мере взросления неминуе­мо произойдет изменение отношения к идеалу, которое для ученика может обернуться разочарованием, а для учителя чув­ством предательства (в этом смысле весьма показателен раз­рыв Фрейда с любимыми своими соратниками). Для того что­бы этого не произошло, важно с самого начала обучения вос­питывать взаимное уважение, поддерживать в себе взвешен­ный, отстраненный взгляд по отношению к старшим колле­гам, сохранять автономию своей точки зрения, избегать зави­симости. Наконец, нельзя не учитывать личной симпатии и антипа­тии. Причины этих чувств могут быть неосознаваемы, поэто­му с ними очень трудно бывает бороться. Лучший способ — это разделить плохо относящихся друг к другу сотрудников, не настаивать на их совместной работе. Известно, что на рас­стоянии чувство антипатии проявляется мягче и может сгла­диться совсем. Взаимное же притяжение позволяет прощать друг другу обиды, соизмерять свои интересы с потребностями коллег, а значит эффективно сотрудничать.

Комментарии запрещены.