Особенности медицинской работы с детьми и подростками

Работа с пациентами-детьми требует специального рассмотре­ния в силу того, что для детской психики характерны особен­ности, откладывающие отпечаток на все аспекты врачебной деятельности: диагностику, лечебные мероприятия, психокор­рекцию и реабилитацию. К общим психологическим чертам детей следует отнести преобладание эмоциональных реакций над логическим анализом, неразвитость сферы восприятия (сложности тонкой идентификации стимулов), зависимость от родителей, склонность к копированию их поведения, высо­кую внушаемость, отсутствие опыта и знаний о строении тела, слабую волю, нетерпеливость, склонность к манипулирова­нию. На этапе диагностики врач часто испытывает серьезные трудности в получении необходимой ему информации. Ма­ленькие дети, как правило, не могут сформулировать своих жалоб, часто они не способны описать никаких ощущений, кроме боли. При этом довольно трудно установить локализа­цию боли, поскольку даже в младшем школьном возрасте ре­бенку часто не удается точно показать место расположения заболевшего органа.

Большой проблемой при опросе детей становятся их стес­нительность, страх по отношению к новым людям, особенно к врачам, которые ассоциируются с уколами, неприятными процедурами, анализами и пр. Дети старше 4 лет начинают болезненно реагировать на наготу, особенно если их заставля­ют раздеться в присутствии других детей. В случае скованно­сти и стеснительности опрос ребенка лучше проводить в игре. Для этого в детских больницах и поликлиниках обязательно должны быть игрушки, карандаши, кубики, книжки с картин­ками. Так, например, обсуждение болезни можно проводить не напрямую с ребенком, а с куклой, которую он держит в ру­ках. Отвечая за куклу, дети часто более свободно высказывают свое мнение о болезни, проецируя на нее свои ощущения. Некоторые врачи сами становятся причиной плохого кон­такта с детьми, поскольку совершенно не обращают внимания на их реакции (страх, любопытство, скуку), а весь свой инте­рес направляют на беседу с родителями. Иногда ребенок ак­тивно протестует против этого: «Разговор ведь обо мне, вот и разговаривайте со мной».

Желтуха и гепатит

Комментарии запрещены.