Межличност­ное общение

Одним из важнейших навыков медицинского работника считают умение выбрать правильную позицию в (с пациентами, их родственниками, своими коллегами, начальством, медицинскими сестрами). Психологи отмечают, что в основе взаимопонимания (эмпатии) обычно лежит двойственная позиция человека, внутренняя борьба ме­жду согласием с собеседником и стремлением противостоять ему. Так, беседуя с больным, врач не только противопоставля­ет себя пациенту («Я могу вас вылечить»), но и сочувствует ему («Я тоже иногда болею»). Важно, чтобы эти две тенден­ции находились в гармоничном соотношении. Попытка пол­ностью идентифицировать себя с больным делает медицин­ского работника очень слабым, растерянным, беспомощным, мешает вселить в пациента надежду на выздоровление. Отказ от признания в себе потенциального больного, напротив, де­лает врача слишком холодным, надменным, недоступным, ме­ханическим. Наиболее желательная уравновешенная позиция была описана известным психологом Адольфом Гуггенбюль- Крейгом как образ «раненого целителя», который он сравни­вал с богом врачевания Асклепием, известным своей хро­мотой. Безусловно, успех лечения будет лучше в том случае, если врач и пациент стремятся к одной цели и помогают друг дру­гу. Это возможно только тогда, когда удается достичь равно­правия в общении. Демократизация российского общества потребовала введения законодательных основ для такого рав­ноправия. В частности, закон требует письменного оформле­ния информированного согласия пациента при проведении ак­тивных методов лечения (хирургические операции, электросу­дорожная терапия, лечение в психиатрическом стационаре), а также в случае участия в исследовательской работе. Однако подписание такого документа не дает нам гарантии того, что между врачом и больным будут установлены отношения, ос­нованные на сотрудничестве. Необходимо приложить усилия для того, чтобы больной принял равноправную с врачом по­зицию.

Комментарии запрещены.