Критические периоды

Кроме перечисленных этапов жизни, врачи и психологи нередко обсуждают т. е. время наиболее резких перемен в жизни, которым соответствуют значитель­ный рост напряженности стресса и повышение вероятности срывов адаптации и психосоматических расстройств. Понятие критических периодов не вполне определенно, их связывают с самыми различными (биологическими, психологическими и социальными) преобразованиями в человеческой жизни. При­меры резких биологических перестроек —это пубертатный и климактерический возраст, который сопровождается заметны­ми телесными изменениями и крутым переломом в гормо­нальной активности. Социальными кризисными событиями можно считать начало обучения в школе и ее окончание, соз­дание семьи, увольнение с работы. Э. Эриксон считал, что ка­ждому возрастному периоду соответствует определенный пси­хологический кризис (см. таблицу 4.1), от успешного разреше­ния которого зависит степень адаптации человека. К. Г. Юнг и многие другие психологи особое внимание уделяли кризису среднего возраста (кризис 40-летних), который соответствует переходу от прогресса к регрессу, требующему пересмотра жизненных ценностей. Таким образом, критические периоды чаще всего соответствуют переходу в следующую возрастную группу. Кризисы первой половины жизни в основном связаны с повышением самостоятельности, подчеркнутым отделением от родителей (индивидуация). Это проявляется нарушениями поведения в виде непослушания, капризности, ухода из дому, навязчивых страхов и действий. Довольно часто в это время развиваются преходящие расстройства физиологических функций: расстройства аппетита, недержание мочи, тики, ко­лебания артериального давления и обмороки, бронхоспазм. Во второй половине жизни кризис часто соответствует чувству утраты (развод, потеря здоровья, работы, смысла жизни, мо­лодости). Это определяет высокую вероятность депрессии, ис­терических реакций и психосоматических расстройств (язвен­ная, гипертоническая, ишемическая болезни и пр.).

Комментарии запрещены.