Игра

Она представляет собой довольно противоречивый вари­ант общения. Стремление к откровенности и близости декла­рируется участниками игры, однако подсознательно они дела­ют все, чтобы близость не была достигнута. Важно отметить, что игра невозможна в одиночку. В любой игре все ее участ­ники имеют свои скрытые мотивы и действуют в расчете на некий эмоциональный выигрыш (чувство превосходства). Следует подчеркнуть, что такой выигрыш, с другой стороны, можно оценивать и как проигрыш, поскольку играющие ли­шают себя возможности достигнуть близости (и вообще какого-либо конкретного эффекта, кроме краткого торжества по­беды). В какой-то мере понятие игры можно рассматривать как аналог психологических защит (см. раздел 9.2) в области меж­личностных отношений. Как и защитные механизмы, игры спасают человека от сознания убожества своего существования (отсутствие семейного счастья, одиночество, неинтерес­ная работа, отсутствие успеха), однако в то же время они ме­шают предпринять какие-либо действия для того, чтобы изме­нить свою судьбу. Боязнь осознать феномен игры связана с тем, что прекращение игры означает необходимость принятия чрезвычайно ответственного решения. Например, осознание несчастья в браке означает необходимость развода, осознание профессиональной неудовлетворенности означает необходи­мость смены профессии. Боязнь такой ответственности за­ставляет людей вновь и вновь продолжать игру, которая начи­нает определять всю судьбу человека. Вмешательства других людей (психотерапевта, наставника, школьного учителя, ми­лиционера) часто не могут прекратить игру, поскольку игро­ки, пытаясь исправить положение, лишь меняются ролями, но не прекращают играть. Считают, что игры лежат в основе сохранения некоторых несчастных семей, в которых отсутствует близость. Типичная ситуация может быть представлена схемой, предложенной С. Карпманом (рис. 10.2). В этой схеме показаны основные роли, которые могут выбрать супруги, их дети, живущие с ни­ми престарелые родители. Каждый из участников игры обма­нывает себя, считая, что получает желаемое, а в действитель­ности все живут в условиях отсутствия близости и откровен­ности. Обращаясь к литературным примерам, можно вспом­нить роман JI. Н. Толстого «Анна Каренина», где Долли (Притеснитель) пытается разорвать со Стивой (Жертва) из-за его бесконечных измен, и вмешательство Анны (Спаситель) скорее помогает им продолжить игру (поменяться ролями), чем достигнуть счастья.

Комментарии запрещены.