Эмоциональное выгорание

Параллельно с исследованиями феномена изучается синдром хронической усталости (CFS — chronic fatigue syndrome). Первым сообщением о данном син­дроме был случай 1957 года в английском госпитале «Royal free», когда практически весь персонал оказался пораженным доселе неизвестной болезнью. В дальнейшем подобные эпиде­мии наблюдались в больницах Южной Африки. Высказыва­лось предположение о вирусном происхождении заболевания, хотя никаких объективных признаков инфекции по данным анализов обнаружено не было. Противники вирусной концеп­ции предполагают психогенное происхождение данного рас­стройства. Симптомы хронической усталости напоминают описанные ранее: нарушение внимания, раздражительность, расстройства сна, мышечная слабость, обмороки. Признаки чрезмерной усталости развивались у медицинских работников резко на фоне активной продуктивной деятельности. В целом феномен хронической усталости трудно отличить от астениче­ского синдрома (см. раздел 12.3) и мягкой депрессии. Для профилактики и лечения хронической усталости и эмоционального выгорания предлагаются различные методи­ки. Нередко рекомендуются релаксационные методики, но их эффективность бывает невысокой. Обычно после отдыха же­ланного расслабления не наступает, сама перспектива выхода на работу вызывает неприятные чувства и раздражение. Го­раздо эффективнее бывают меры релаксации, если они орга­низованы руководством предприятия, поскольку это оценива­ется как знак уважения к сотрудникам и заботы о них. Важнейшим фактором профилактики эмоционального вы­горания, вероятно, следует считать удовлетворение потребно­сти в самореализации, которая является центральным поня­тием гуманистической психологии (в концепции Юнга этот процесс обозначается как поиск самости и индивидуализа­ции). В профессиональной деятельности движению к само­реализации способствуют карьерный рост, повышение ква­лификации, освоение новых методик и технических средств, возможность выразить себя в обучении молодых специали­стов (наставничество), написании рекомендаций и руко­водств, чтении лекций. Важно, чтобы все эти виды деятель­ности не превращались в скучный ритуал. Формализм стан­дартных циклов повышения квалификации, отсутствие ре­альной пользы от них только деморализуют слушателей, уси­ливают чувство бесперспективности.

Комментарии запрещены.